Новости проекта
Мобильное приложение Schools.by

Визуализация учебной информации

Дата: 21 января в 14:12

Визуализация учебной информации
как неотъемлемая часть образовательного процесса

Проблема развития учебных способностей школьников всегда являлась одной из наиболее актуальных. Известно, что темп человеческого развития замедляется с годами, и упущения в раннем возрасте невосполнимы на последующих этапах возрастного становления. И чем полнее будут реализованы потенциальные возможности школьника, тем больших успехов личность сможет добиться в жизни.

Одной из эффективных технологий активизации обучения является технология визуализации учебной информации, образовательное значение которой достаточно велико и отвечает современным требованиям. Что же такое визуализация?

Образовательный процесс строится на передаче информации, поэтому и роль наглядного представления информации в обучении велика. Принцип наглядности является одним из ведущих в педагогике. Использование таблиц, схем, рисунков способствует быстрому запоминанию и осмыслению изучаемого материала. С учетом современных технических возможностей идея визуализации информации в процессе обучения приобретает новые черты.

Визуализация - (в широком понимании) ‒ это процесс представления данных в виде изображения с целью максимального удобства их понимания, т.е. принцип наглядности.

В школьном образовании всегда применяли и применяют самые разные виды наглядности. Роль их в процессе обучения исключительна. Особенно в том случае, когда использование наглядных средств не сводится к простому иллюстрированию с целью сделать учебный курс более доступным и легким для усвоения, а становится органичной частью познавательной деятельности учащихся, средством формирования и развития не только наглядно-образного, но и абстрактно-логического мышления.

Преимущества визуализации в обучении:

-помогает учащимся правильно организовывать и анализировать информацию (усвоение больших объемов информации, более легкое запоминание и прослеживание взаимосвязи между блоками информации);

 -развивает критическое мышление;

 -помогает учащимся интегрировать новые знания;

-позволяет связывать полученную информацию в целостную картину о том или ином явлении или объекте.

С целью выявления особенностей работы учителей, их затруднений и акцентирования проблем в использовании технологии визуализации учебной информации в образовательном процессе было проведено анкетирование учителей, в котором приняло участие 20 учителей (77%). На предложение указать , опираясь на собственный опыт, техники визуализации учебной информации, используемые учителями в образовательном процессе, 20% учителей используют технику таймлайн, 30% - скрайбинг, 45% - интеллект-карты, 75% - инфографию, 10% учителей предложили такие техники как облако слов, виртуальные лаборатории и QR-коды.

  1. Таймлайн (от англ. timeline – букв. «линия времени») – это временная шкала, прямой отрезок, на который в хронологической последовательности наносятся события. Линии или ленты времени используются при работе с биографиями или творчеством писателя, а также для формирования у учащихся системного взгляда на исторические процессы. Другая сфера использования таймлайнов — управление проектами. Таймлайны в проектной деятельности помогают участникам видеть этапы реализации проекта, сроки его окончания.
  2.  Скрайбинг (от английского «scribe» – набрасывать эскизы или рисунки) – это способ визуализации информации при помощи графических символов, просто и понятно отображающих ее содержание и внутренние связи. Техника скрайбинга была изобретена британским художником Эндрю Парком. Выступление в технике скрайбинга – это прежде всего искусство сопровождения произносимой речи «на лету» рисунками фломастером на белой доске (или листе бумаги). Как правило, иллюстрируются ключевые моменты рассказа и взаимосвязи между ними. Создание ярких образов вызывает у слушателя визуальные ассоциации с произносимой речью, что обеспечивает высокий процент усвоения информации. Рисованный (ручной) скрайбинг (голос за кадром рассказывает о чем-либо, рука в кадре рисует изображения, иллюстрирующие устный рассказ, используются листы бумаги или презентационная доска, цветные карандаши, фломастеры и т.д.) Аппликационный скрайбинг - это когда используются заранее подготовленные фигурки, картинки, текст. Могут быть разновидности с использованием магнитной доски и т.п. Компьютерный скрайбинг можно создать с помощью сервиса PowToon и программы VideoScribe. VideoScribe позволяет выбрать цвет и текстуру фона, шрифт и вариант изображения руки, которая держит карандаш или кисть и т.д.
  3. Интеллект-карта (ментальная карта, диаграмма связей, карта мыслей, ассоциативная карта, mind map) — это графический способ представить идеи, концепции, информацию в виде карты, состоящей из ключевых и вторичных тем. То есть, это инструмент для структурирования идей, планирования своего времени, запоминания больших объемов информации, проведения мозговых штурмов.
  4. Инфографика – это графический способ подачи информации, данных и знаний. Основными принципами инфографики являются содержательность, смысл, легкость восприятия и аллегоричность. Для создания инфографики могут использоваться таблицы, диаграммы, графические элементы и т.д.

Методика использования инфографики:

В 2 направлениях: 1) анализ учащимися созданной учителем инфографики; 2) создание инфографики учащимися под руководством учителя на основе имеющихся данных (в ходе проектной деятельности, по изученному материалу

Инфографика предполагает сворачивание больших объемов информации и представление ее в более интересном и компактном для читателя виде.

Инфографика в образовании явление не новое. Ведь хорошо иллюстрированные таблицы на страницах учебных пособий и карты можно назвать образцами учебной инфографики.Попытки визуализации учебной информации предпринимались педагогами-новаторами еще в советские времена.

Идеально же выполненная инфографика представляет собой законченный информационный блок, который можно усвоить самостоятельно, без чьей-либо помощи (комментария), причем весьма эффективно.

Инфографика позволяет говорить с ребенком на языке образов и ассоциаций, что соответствует как наглядно-образному типу мышления школьника, так и особенностям восприятия информации.

Основная функция инфографики — информировать, представлять большой объем информации в организованном виде, удобном для восприятия.

По способу отображения инфографика подразделяется на следующие виды:

В образовательном процессе используется инфографика следующих типов:

  • инструкция;
  • памятка;
  • плакат;
  • путеводитель;
  • статистика.

Работа с инфографикой может идти в двух направлениях:

1) анализ учащимися созданной учителем инфографики;

2) создание инфографики учащимися под руководством учителя на основе имеющихся данных (в ходе проектной деятельности, по изученному материалу).

Визуализация в обучении позволяет решить целый ряд педагогических задач: активизации учебной и познавательной деятельности,

 формирование и развитие критического и визуального мышления,

зрительного восприятия, образного представления знаний и учебных действий,

 передачи знаний и распознавания образов,

повышения визуальной грамотности и визуальной культуры.

При оценивании барьеров, которые учителя чаще всего испытывают при подготовке и проведении урока с использованием технологии визуализации учебной информации 40% учителей,что самый большой барьер это много времени уходит на подготовку, 40% - много времени на изготовление дидактических материалов и нагляных пособий, 20% - недостаточная учебно-материальная база.

Список использованных источников

  1. Инфографика. Юный интернет-пользователь в 2013 году [Электронный ресурс].–Режим доступа:http://www.ligainternet.ru/news/news-detail.php?ID=2663.–
  2. Шаталов,В.Ф. Куда и как исчезли тройки. Из опыта работы школ Донецка / В. Ф. Шаталов; Предисл. В. В. Давыдова. – М.: «Педагогика», 1980.
  3. Ермолаева,Ж.Е., Герасимова,И.Н., Лапухова,О.В. Инфографика как способ визуализации учебной информации // Концепт.–2014. –№ 11. [Электронный ресурс].–Режим доступа:http://e-koncept.ru/2014/14302.htm.
  4. Инфографика // Википедия[Электронный ресурс].–Режим доступа: https://goo.gl/eUP9Tq. – Дата доступа: 01.10.2015.
Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.